3 этапа коллективных трудовых споров

Разногласия на производстве между работниками и руководством не образуются без веских оснований. Коллективный трудовой спор может возникнуть из-за несправедливого увольнения, задержки зарплаты, неблагоприятных условий труда и прочих нарушений Трудового кодекса.

Персонал на любом предприятии живет и действует как своеобразный организм. От сплоченности работников в организации, правильного ими руководства, соблюдения социальных норм работодателем, зависит работоспособность фирмы без конфликтов.

Стабильное повышение производительности возможно только в благополучных компаниях, где вовремя выдают зарплату, обеспечивают нормальные условия труда.

Законодательная основа

Коллективные споры в юридическом понятии определяются, как противоречивые мнения 2 сторон, заключившие трудовые договора. Когда выражают свое несогласие по различным положениям в организации наемные сотрудники, а им возражают работодатели, не могут урегулировать разногласия, возникают конфликты.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регламентирует ФЗ -175. На основании федеральных нормативных актов разработаны законодательные положения Трудового кодекса в статьях:

  • №398 ч.2 – применение особых примирительных процедур;
  • №401 ч.2 – рассмотрение вопросов в обязательном порядке;
  • № 402 – создание специальных комиссий для примирения сторон;
  • №403 – назначение для участия посредников;
  • №404 – разрешение конфликта в арбитраже;
  • №409 – фиксация всех принятых решений в письменной форме.

Одной из серьезных мер для рабочих в достижении своих интересов является забастовка. Согласно ТК РФ ст.409 и Конституции РФ, работники могут использовать этот вид протеста.

В случае, когда применение примирительных процедур не принесли положительного результата или работодатель игнорирует постановление, вынесенное арбитражным судом, если трудовой спор не разрешен.

С чего начинаются противоречия

Разногласия могут возникнуть в индивидуальном порядке, когда работник высказывается начальнику по поводу неправильного начисления зарплаты или измененного распорядка труда.

Если требования руководству производства выдвигают несколько сотрудников, это считается коллективной претензией. Персонал сплачивается, избирает своих представителей, чтобы отнести письменное обращение к директору предприятия.

Управляющий фирмой предпринимает разные способы для мирного урегулирования ситуации, назначает общее собрание трудящихся, чтобы выяснить и ответить им на все острые вопросы. Что не должно делать руководство, это не обращать внимания на неприятные заявления работников. А наоборот постараться:

  1. быстро разобраться со всеми производственными проблемами и взаимоотношениями с персоналом;
  2. объявить коллективу о принятых решениях;
  3. передать сообщение в профсоюз – при его наличии;
  4. утвердить локальные акты, которые способны улучшить ситуацию;
  5. зафиксировать, выполненные действия в отчетах.

Грамотный начальник на начальном этапе погасит конфликтную ситуацию. Полностью или частично удовлетворит выдвинутые требования.

Руководитель может объяснить причины, по которым на данный момент нельзя выполнить то или иное условие и, достигнет согласия. Обычно работодатели стараются найти компромиссные решения, без постороннего вмешательства, так как споры снижают производительность труда, портят имидж компании перед партнерами.

Поэтапное установление порядка в организации

Если пропустить благоприятное время для прекращения конфликта между коллективом и начальством, руководству придется долго и заново создавать порядок в организации. Аналитики установили, что развивается неспокойная ситуация на предприятиях любой правовой формы по единой схеме:

  • возникают мелкие противоречия, работодатель может сразу погасить, договориться о сроках выплаты зарплаты или перевести работника в удобную для него смену;
  • вопросы сотрудников выносятся на рассмотрение общего собрания, если начальник уклоняется рассматривать предъявленные претензии;
  • обращение в суд как последнюю стадию для удовлетворения интересов трудящихся.

Без прохождения сторон конфликта через обязательные примирительные процедуры, решение коллективных трудовых споров в судебной инстанции не может быть принято и рассмотрено.

Если начальство не может урегулировать проблемные вопросы, в организации формируют в течение 2 дней специальную комиссию. В состав входят участники разногласий, в равном количестве с каждой стороны.

Когда спор принимает масштабный характер, за 3 дня должны собраться представители от нескольких работодателей. Эти люди рассматривают предмет конфликта, ведут протокол, в котором фиксируют принятое решение.

Если стороны не достигли единодушия, комиссия опять собирается, чтобы выбрать другие механизмы для консенсуса. При полном согласии заключают соглашение, где указывают способы исключения спорных вопросов.

Когда к единому мнению невозможно прийти, назначают независимого посредника. По общей договоренности выбирают человека способного разрешить проблемную ситуацию. Ему передают необходимые сведения, чтобы посредник понял, как нейтрализовать разногласия с наименьшим уроном для обеих сторон.

Рассмотрение коллективных трудовых споров в арбитраже происходит, если участники конфликта не смогли прийти другими способами к единодушному мнению. Арбитрами могут стать только незаинтересованные в исходе дела граждане, которые не принадлежат ни к одной из сторон.

После тщательных разбирательств, сбора подробных сведений, активного взаимодействия с фигурантами конфликтной ситуации, выносится решение на бумажном носителе в письменном виде.

В регионах находятся органы власти в виде трудовых государственных инспекций, которые защищают права трудового населения, способствуют мирной договоренности.

Специалисты регистрируют коллективные споры, предлагают свою помощь, дают ознакомиться со списками трудовых арбитров. Каждый гражданин вправе обратиться за консультацией к этим должностным лицам, чтобы урегулировать, возникшие противоречия с работодателем.

Трудовые споры и порядок их разрешения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
o-nalog.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: