Федеральный закон №348 главой 48.1 и статьями 309.1, 309.2 упростил ведение кадрового учета для микропредприятий. Это не значит, что можно отказаться от регистрации работников в организации и обязательств перед фискальными службами.
Законодательный акт позволяет не создавать множество внутренних нормативных документов, положений, графиков, регулировать отношения с персоналом можно условиями, принятыми в трудовых договорах.
Суть упрощенного порядка учета
В июле 2016 года ФЗ-348 вступил в законную силу, где говорится, что ИП могут не заполнять некоторые документы, не составлять отдельный регламент внутреннего распорядка, прочие бумаги связанные с административным управлением, норматив действует и в 2020 году.
Законодательный акт предусматривает облегченный кадровый учет, где сложное делопроизводство в ИП может заменить детальный трудовой договор, заключенный с каждым сотрудником. Воспользоваться упрощенной схемой может предприниматель после принятия на работу первого работника. При этом необходимо соблюдать формальности:
- составлять и подписывать соглашение между работодателем и сотрудником, которое регламентирует порядок трудовых отношений;
- издать приказ об оформлении специалиста для работы в организацию;
- записывать в трудовой книжке сведения;
- заполнять персональную карточку о зачислении в штат работника.
Микропредприятием считается небольшая по объему коммерческая структура или физлицо зарегистрированное как ИП. Налоговые ведомства в специальном реестре содержат данные о предприятиях, которые относятся к малому и среднему бизнесу, если ИП подходит под условия:
- годовая выручка в пределах 120000000 руб., где работает не больше 15 работников;
- государственное участие до 25%.
Когда организацию включают в реестр, предпринимателю разрешено ведение учета кадров по упрощенной схеме. Для этого руководителю нужно издать приказ об изменениях:
- утрате юридической силы действующих кадровых регламентов;
- переход на стандартные трудовые договора.
Типы договоров
Когда работодатель нанимает работника, он может заключить с ним договор:
- трудовой;
- гражданско-правовой.
В гражданском правовом соглашении участвуют заказчик услуг и исполнитель определенных действий. В таком договоре имеются особые условия:
- заключение отношений осуществляется на конкретный период до достижения результата;
- кадровые документы не оформляются, взносы в ФСС не вносятся, нет записей в трудовую книжку;
- заказчик платит зарплату, перечисляет подоходный налог, взносы в ПФР, оплачивает медицинское страхование – ФФОМС.
Трудовые договоренности заключают бессрочно. После подписания соглашения сотрудник обязан соблюдать:
- распорядок предприятия;
- трудовую дисциплину;
- выполнять производственные задания.
Работодатель берет на себя обязательства:
- создать условия для работы;
- платить своевременно зарплату;
- перечислять подоходный налог;
- вносить пенсионные взносы;
- оплачивать медицинскую страховку и соцстрах.
Кадровый учет – это надлежащее ведение делопроизводства, которое необходимо чтобы правильно управлять персоналом, после оформления на работу в ИП, перечислять в полном объеме обязательные платежи.
Какие документы нужны для оформления персонала
Учет и кадры имеют тесную взаимосвязь, первичная документации должна находиться в надлежащем состоянии.
Только так можно создать правовые отношения между сотрудниками и работодателями. Правильный кадровый учет предусматривает разделение документооборота на 3 группы.
К внутренним нормативным актам относятся:
- расписание распорядка деятельности предприятия;
- должностные инструкции;
- порядок премирования;
- график работы;
- оплата за труд.
Организационная документация содержит:
- кадровый учет в журналах;
- регистрацию приказов, договоров, командировочных, трудовых книжек;
- составление табелей;
- распределение отпусков;
- расписание должностей.
В учетную документацию включено ведение:
- книжек;
- карточек;
- заявлений.
Финансовая отчетность упрощена, но порядок кадрового учета для ИП не отменен. При оформлении на работу работодатель заключает с работником трудовой договор на основании:
- гражданского паспорта;
- СНИЛС;
- военного билета;
- трудовой книжки;
- документа об образовании;
- справки о медицинском обследовании.
Закон предусматривает замену трудовых книжек договором, но при конфликтной ситуации с разбирательством трудовых отношений в суде, это приводит к проблемам.
При отсутствии обязательных кадровых документов на предприятии, неправильном учете персонала, руководителя могут привлечь к административному, материальному и даже уголовному наказанию.
Согласно Трудовому кодексу все компании должны иметь кадровые документы, фиксировать прием и увольнение, перемещение сотрудников по различным занимаемым должностям, и хранить их в надлежащем порядке. Для этого необходима разработка:
- локальных нормативных актов;
- штатной расстановки;
- материальной ответственности;
- типовых трудовых договоров;
- личных карточек;
- внутренних типовых приказов.
На основании приказа работника зачисляют в штат и начисляют зарплату, которая является источником для налогов, взносов.
В условии упрощенного ведения учета кадров, никто не отменял налогообложение, сдачу отчетов в срок, заполнение деклараций по форме 4-НДФЛ.